Шкотово 19 век6


 Шкотовцы встретили это событие радостно. Доживавшие свой век старики получили возможность хоть что-то узнать о жизни в европейской России, к которой они относились как к своей исторической родине. Молодежь потянулась к майхинцам, преследуя цели иного порядка. На каждого сверстника, жившего в новом селе, они смотрели как на возможного друга или подругу. Главы шкотовских крестьянских семей изучали появившееся рядом село как вероятной рынок сбыта производимых ими товаров. Между жителями Майхэ и Шкотова очень скоро установились деловые и дружеские отношения. Шкотовцы стали продавать майхинцам семенное зерно, рабочий скот, домашних животных. В первый же год появились совместные, шкотовско-майхинские, семьи.
    Почин этому положили Колягин Иван из Шкотово и Елена Голикова из Майхэ. На свадьбе, устроенной в доме отца Ивана Колягина, были гости с той и другой стороны. В ходе застолья шкотовцы узнали подробные обстоятельства, побудившие майхинцев переехать на Дальний Восток. В России все они жили на Черниговшине, в селе Кажаны Суражского уезда. Инициатором переселения неожиданно для себя стал отец невесты, Григорий Голиков.
    В 1882 г. он по каким-то делам поехал в Сураж и встретился там с вербовщиками, формировавшими группу для отселения на Дальний Восток. Григорий послушал вербовщиков и поверил им. Большинство земель в Суражском уезде болотистые, урожая совсем не дают, перспектив на улучшение жизни крестьяне черниговщены не имеют. Григорий, не мешкая, записался в переселенцы и посоветовал вербовщикам приехать к ним в Кажаны, за верив, что там наберется желающих на несколько переселенческих партий. Возвратившись домой, он рассказал об этом всем своим близким друзьям и знакомым. Когда в Кажанах появились чиновники, ведавшие переселенческим делом, им были поданы заявления от 25 крестьянских семей, в том числе от Дубровских, Деменков, Мурашевских, Шпилько, Пономаренко, Кротенков, Дорощенко, Яцковых, Шелупайко, Шевцовых и др. Сельский сход дал согласие на выход всех их из общины и утвердил ходоков, направляемых на Дальний Восток для детальной разведки и выбора места, где кажановцы будут строить село.
    Ходоки, Шелупайко Остап и Герасим Шевцов, получив казенные деньги, сразу же отправились в Одессу, а оттуда на пароходе во Владивосток. Через три месяца они сообщили своим родным в Кажаны, что земли на Дальнем Востоке хватит не только на Суражский уезд, но и на всю их губернию, что они выбрали для своих земляков самое лучшее место, которое только может быть на планете. Ранней весной 1883 г. пароход привез кажановцев во Владивосток. Там их встретили Остап и Герасим и сопроводили туда, где вновь прибывшим, как они были уверены, предстояла долгая и счастливая жизнь.
    Внимательно слушая этот рассказ, жених Иван Колягин, ласково гладя невесте в глаза, поблагодарил бога за то, что тот направил кажановцев не куда-нибудь, а в долину р. Майхэ9. Услышав эти слова, адресованные господу богу, Герасим Шевцов, ухмыльнувшись в усы, с выразительной интонацией в голосе поправил Ивана: «Благодарить надо не только Иисуса Христа, но также меня и Остапа». После этого он продолжил дальше свой откровенный рассказ.
    Оказалось, что его и Остапа чиновники Переселенческого управления сначала послали туда, где сейчас в Михайловском районе находится село Ивановка. Участок, на который их привел проводник, обоим очень понравился. Переночевав у костра, как им думалось в родной отныне Ивановке, они заспешили во Владивосток, чтобы закрепить этот участок за кажановцами.
    Дойдя до р. Майхэ, Остап и Герасим встретили там своих земляков, с которыми на одном пароходе прибыли во Владивосток. Те тоже выбрали место. После этого наловили рыбы, сварили уху и собрались пополдничать. Увидев Герасима и Остапа, они пригласили их разделить с ними трапезу. Те с удовольствием согласились. Все, что было у них в вещмешках и карманах, сразу же присовокупилось к тому, что лежало на старом холсте у костра. Выпили раз, другой, третий. Разговорились, Речь шла в основном о выбранных ими участках. При этом каждый неудержимо расхваливал свой и делал это с таким напором, что незаметно ходоки начали ссориться. Обстановка приобретала нежелательный оборот. И тогда кто-то из них, вероятней всего самый мудрый, предложил ради вечной дружбы будущих ивановцев и майхинцев «не глядя махнуться» участками. Это предложение понравилось всем. И за него тоже с готовностью выпили. На следующий день оформили во Владивостоке соответствующий документ, согласно которому кажановцы поселились неподалеку от Шкотово.
    В 1884 г. в окрестностях Шкотово были основаны еще три села — Речица, Петровка и Многоудобное. Экономическое положение в стране к этому времени уже в значительной мере улучшилось. Правительство стало оказывать более ощутимую помощь переселенцам. Каждой вновь прибывшей крестьянской семье было выдано по 600 руб. в качестве долговременной ссуды. На эти деньги тогда можно было купить коня, корову, плуг, борону и семенное зерно. Переселенцы только что созданных сел так и делали. Это позволяло им избежать тех трудностей, которые на первых порах пришлось испытывать шкотовцам.


9 Этимология слова Майхэ пока не разгадана. Известно что оно состоит и двух слов — аборигенного Май и китайского Хэ. Хэ означает — небольшая река. Ма вероятней всего переводится как река, вода, речка.

 

Предыдущая страница           Хочешь узнать больше?

Рейтинг@Mail.ru Компания ООО Метрополис 
Сайт создан в системе uCoz