Шкотово 19 век2


 Каждому из них, как любому первопроходцу, приходилось начинать все с нуля. И та помощь, которую оказывал им на первых порах Николай Яковлевич Шкот, была без всякого сомнения неоценимой. Сначала Шкот предложил китайцам, нелегально живущим в долине реки Цимухе, и не имевшим в этой связи права на землю, отдать переселенцам несколько десятин уже подготовленной к эксплуатации пашни. Одновременно он попросил манз разрешить русским переселенцам пожить какое-то время в пустующих фанзах, расположенных вблизи устья реки. Как только крестьяне стали строить дома, Шкот помог им приобрести дефицитные строительные материалы, такие как гвозди, скобы, оконные стекла, известь и пр. Он сразу же стал поощрять товарообмен между Шкотовской слободой и Владивостокскими механическими мастерскими. Крестьяне повезли туда изюбрятину, мясо дикого кабана, а оттуда обручи, старую парусину, верёвки, оси для телег и колеса. К концу 1866 г. многие шкотовцы переселились из манзовских фанз в собственные дома, вырастили неплохой урожай на полях и в огороде. В каждом крестьянском дворе кроме коней появились коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Новосёлы освоили промысел рыбы, идущей на нерест в реку. У китайцев и тазов научились делать лудьё4. Жизнь в слободе потихоньку налаживалась.
    В 1867 г. в Шкотово стали рождаться первые дети и создаваться новые семьи. У Ефима и Соломониды Васильевых в мае родилась дочь. Приехавший из Владивостока священник окрестил ее Глашей. Через полмесяца у Якова и Еддокии Пашкеевых появился сын Павел. В самый разгар полевых работ отставной матрос Александр Непомнящих обвенчался с направленной в Шкотовскую слободу посёлкой5 Марией Павловой. Незадолго до этого сюда переселились муж и жена Михайловы, имевшие трех малолетних детей.
    Слобода состояла в ту пору из одной улицы, растянувшейся в один ряд вдоль реки неподалёку от устья. Вокруг домов и хозяйственных построек были огороды, луга, пустыри. На другой стороне речки зеленели поля. Мужчины и женщины работали там весь световой день, зачастую и в праздники.
    Урожай хлебов и картофеля в 1867 г. был очень хорошим, что позволило шкотовцам чувствовать себя спокойно, уверенно. Особенно успешно продвигались дела у Пашкеевых. Глава этой семьи, Василий Андреевич, бывший забайкальский крестьянин, с первых дней проживания в слободе сосредоточил усилия на выращивании овощей для продажи на владивостокском базаре. На специально сделанной лодке, Пашкеев доставлял на рынок картошку, капусту, лук, чеснок, огурцы и сбывал все это со значительной выгодой. Зимой 1867 г. он договорился с владивостокскими лавочниками, что на следующее лето будет поставлять им овощи крупными партиями, рассчитывая скупать всё это у шкотовских крестьян. Слободчане поддержали инициативу Пашкеева, увидев в ней возможность получения стабильного заработка. Вся слобода стала готовиться к увеличению площадей огородов и полей под посадку капусты, картошки, огурцов и т.д. Однако трудовым и коммерческим планам шкотовцев не суждено было сбыться.
    Весной 1868 г. над слободой разразилась большая беда.


4 Лудьё охотничья яма с обрывистыми бортами для ловли изюбрей, кабанов, коз. Глубина этой ямы более двух метров. Сверху ее закрывали прутьями и маскировали ветками и травой. Зверь, провалившийся в яму, становился добычей охотника. В переводе на русский язык «лудьё» означает «оленья яма». Лу — по китайски олень, дьё — яма.
5 Посёлка — так на Дальнем Востоке в IX в. называли женщин, отбывших уголовное наказание на Сахалине и направленных в конкретную местность на поселение.

Предыдущая страница           Хочешь узнать больше?

Рейтинг@Mail.ru Компания ООО Метрополис 
Сайт создан в системе uCoz