Николай Яковлевич


    В селе Егорьевском Маракьевского уезда неподалеку от города Кострома  26 декабря 1828 г. (7 января 1829 г.) родился Николай Яковлевич Шкот. Николай Яковлевич был представителем четвертого поколения рода Шкотов, основателем которого считается Андрей Юрьевич Шкот, эмигрировавший при Петре I из Шотландии и поступивший на военную русскую службу в 1703 году в чине подполковника. Предки, его были милордами в Англицком королевстве, Отец — Яков Андреевич — был морским офицером.
     По семейной традиции Николай Шкот стал моряком. 13 июня 1848 года по окончании морского корпуса получил звание мичмана и назначение на Черноморский флот. Он плавал на разных военных кораблях: на фрегате «Мидия», корвете «Пилад», тендере «Проворный». С начала осады Севастополя во время Крымской войны Николай Яковлевич находился в числе защитников города, был дважды ранен. 19 марта 1856 года он переводится на Дальний Восток в Сибирскую флотилию, одновременно получает звание капитан-лейтенант.
     В Николаевске-на-Амуре Шкот получает направление на корвет «Америка». Два месяца он знакомится с кораблем, совершает плавание под командованием капитан-лейтенанта А.В. Бочманова к Сахалину, между Николевском и заливом Де-Кастри, а первого октября 1856 года Шкот назначается командиром, и уже сам выводит «Америку» в плавание по Амурскому лиману. Плавать ему приходилось в любую погоду. Корвет «Америка» имел тяжелую артиллерию и обеспечивал грузовые и пассажирские перевозки.
     В следующем году адмирал В. В. Путятин решил избрать «Америку» в качестве судна для своей дипломатической миссии в Китай. Николай Яковлевич в это время был зачислен в состав дипломатической группы и сдал корабль командиру, назначенному адмиралом.
     Позже Николай Яковлевич становится командиром военного транспорта «Японец». На протяжении семи лет он ходит на нём в Японском и Охотском морях и ведет исследовательские работы. 20 июня (2 июля) 1860 года в бухту Золотой Рог из Николаевска-на-Амуре пришел первый транспорт Сибирской флотилии «Маньчжур», который привез 40 солдат 3-й роты 4-го Восточно-Сибирского батальона под командованием прапорщика Н. В. Комарова. Здесь был образован пост Владивосток.
     Почти одновременно с Владивостоком в 1860 году также были основаны посты в заливах Посьет и Ольга. В конце октября 1861 года во Владивостоке появились первые жители. В 1862 году Владивосток объявляется портом. Шестого июня 1864 года капитан 2 ранга Н. Я. Шкот был назначен на должность помощника капитана под восточными портами, а через четыре, месяца он стал главным начальником южных гаваней. Обширный Дальневосточный край стал усиленно заселяться во второй половине XIX века.
     В 1865 году первые переселенцы прибыли во Владивосток, на транспорте «Гиляк» Сибирской флотилии, Н. Я. Шкот, проявляя заботу о переселенцах, выезжает с небольшой группой на место их поселения. Он убежден, что вблизи Владивостока необходимо создать хлеборобное село, которое могло бы стать продовольственной базой растущего порта. Он выбрал место для села поближе к берегам Уссурийского залива, там, где в него впадает горная речка. Командование Сибирской флотилии одобрило предложение Н. Я. Шкота.
     По указанию Н. Я. Шкота транспорт «Гиляк» доставил на новое местожительство шесть отставных солдат, матросов и ссыльных. Как только прибывшие с низовья Амура переселенцы сошли с транспорта «Гиляк» на землю, в устье реки (в наше время Шкотовка) увидели бесчисленные косяки кеты, оживились их души, и кто-то произнес:
     — Здесь наше богатство, здесь будем с едой!
     Переселенцы прошлись по правому берегу реки, в версте от залива обозначили первую улицу вдоль течения реки и тут же начали строить себе жилье (землянки). Поселенцы застали долину Цимухэ занятую китайцами. Здесь было несколько десятков фанз, окруженных полями. Китайцы возделывали различные растения мало знакомые или даже вовсе незнакомые русским, именно: различные сорта буды, кукурузы, гаолян, мелкие бобы, китайскую капусту и прочее. Эта небольшая горсточка русских чувствовала себя в первое время несколько неуютно рядом с несколькими сотнями китайцев.
     Так первые переселенцы образовали селение, которое в 1865, году назвали Шкотово в честь прославленного морского офицера, проявившего заботу о переселенцах, начальника поста Владивостока — Николая Яковлевича Шкота. Николай Яковлевич был одним из тех пионеров Приморья, которым «приходилось выносить на своих плечах все невзгоды черной работы в новом крае». Он много сделал для поднятия гаваней, и особенно Владивостока, и уделял большое внимание переселенцам.
     Его заслуги отмечены высокими наградами: орденом св.Станислава II степени, и орденом св. Владимира с бантом. Ранение заметно ухудшило состояние его здоровья. Вскоре после возвращения на Балтику он тяжело заболел. 1 (13) сентября 1870 года морская общественность Петербурга отдала капитану I ранга Николаю Яковлевичу Шкоту последние почести. Имя Шкота, отдавшего лучшие годы своей жизни освоению далеких неисследованных окраин, заслуживает уважения. Память об этом морском офицере, добром человеке останется живой. Его именем назван один из полуостровов, на котором расположен город Владивосток, мыс в заливе Ольга, остров, соединяемый дамбой с островом Русский. Его имя носит село в наше время крупный поселок, а вместе с ним и Шкотовский район. Похоронен на Красненьком кладбище г. Санкт-Петербург.

     У Николая Яковлевича был старший брат, внесший свою лепту в историю нашего отечества:
     Шкот Павел Яковлевич (1814—1880) — вице-адмирал. Окончив курс морского кадетского корпуса, Ш. был отправлен в кругосветное плавание, и с 1850 г. состоял командиром нескольких пароходов. После крушения в Скагерраке транспорта "Неман" (1853), он был отставлен от службы и командовал пароходами частных обществ. В 1854 г. вновь начал действительную службу в чине мичмана и по представлению П. С. Нахимова, особенно дорожившего им, скоро был восстановлен в прежнем чине. Состоя затем начальником Аральской флотилии, 8-го флотского экипажа, кронштадтского порта и балтийской крейсерской таможенной флотилии, он более всего заботился об улучшении быта нижних чинов. Предпринятые им в этом отношении меры почти все стали общими для всех частей морского войска, для которого впервые Ш. были устроены в Кронштадте народные гуляния и матросский театр. (См. некролог в журнале "Русская Старина" за 1881 г., № 3.) Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Санкт-Петербург.

назад 

(Планета Шкотово 2008, MiG©)

Рейтинг@Mail.ru Компания ООО Метрополис 
Сайт создан в системе uCoz